Выставка «Век спорта»: чем нас порадовала Новая Третьяковка?

Рубрика:

1923 год, только недавно закончилась Гражданская война, в стране масса проблем, а у правительства находятся время и средства на плановое развитие спорта!

Я на эту выставку не собирался. Но, читая отзывы об актуальных мероприятиях, неожиданно выяснил, что на ней представлена немаленькая подборка работ 1920−30-х годов, причём акцент сделан на творчестве представителей «Общества станковистов» (ОСТ).

Хотя, кажется, у авторов некоторых отзывов это вызвало недоумение: почему именно так? Разве мало в советском изобразительном искусстве уделялось внимания спорту?

Да полно и картин, и скульптур спортивной тематики! В общем, выбор организаторов не всем понятен. Но очень радует, правильный выбор. И в первый подходящий выходной отправился я в Новую Третьяковку.

На входе нас встречает копия нашумевшей в свое время «Девушки в футболке», ставшей одним из символов эпохи.

А.Самохвалов, «Девушка в футболке», 1932 г.
А.Самохвалов, «Девушка в футболке», 1932 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

Вроде бы оригинал (он в Русском музее) не привезли из-за организационных сложностей. Очень жаль, особенно учитывая, что на выставке представлены работы и из региональных музеев и даже из частных собраний (за что отдельное спасибо и организаторам, и владельцам).

Выставка начинается со времен становления советского спорта, с 1920-х годов. И сразу с «тяжёлой артиллерии»: Дейнеки, Пименова, Самохвалова (который рисовал «Метростроевок») и их девушек-спортсменок. С самого начала — мощно и впечатляюще.

Смотрите, какая неожиданная физкультурница!

А.Самохвалов,"Физкультурница с букетом", 1935 г.
А.Самохвалов,"Физкультурница с букетом", 1935 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

И вторая ничуть не хуже.

А Самохвалов, «Девушка с ядром», 1933 г.
А Самохвалов, «Девушка с ядром», 1933 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

А это уже девушки 1970-х.

Б.Баумане, «В плавательном бассейне», 1971 г.
Б.Баумане, «В плавательном бассейне», 1971 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

Но многочисленные «физкультурницы» — это, скорее всего, обобщенные образы.

На выставке представлена и подборка портретов, живописных и скульптурных, наших известных спортсменов.

Т. Гаврилова, «Портрет чемпиона РСФСР по гребле Александра Морозова», 1974 г.
Т. Гаврилова, «Портрет чемпиона РСФСР по гребле Александра Морозова», 1974 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

И сверхпопулярное тогда каратэ не обошли вниманием.

Александр Рукавишников, «Инструктор карате (В. Пак)», 1977 г.
Александр Рукавишников, «Инструктор карате (В. Пак)», 1977 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

Ну, а уж хоккей — тем более!

В.Людвик, «Вратари советского хоккея (Н. Пучков, В. Третьяк и В. Коноваленко)», 1979 г.
В.Людвик, «Вратари советского хоккея (Н. Пучков, В. Третьяк и В. Коноваленко)», 1979 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

Но это все будет позже, в 70-е, во времена расцвета советского спорта.

В.Гаврилов, «Мастер спорта СССР Елена Тяжелова», 1967 г.
В.Гаврилов, «Мастер спорта СССР Елена Тяжелова», 1967 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

А это эскиз панно для Парижской выставки 1937 года, между прочим, получившего тогда Гран-при.

А.Самохвалов, Советская физкультура", 1936 г.
А.Самохвалов, Советская физкультура", 1936 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

Александр Самохвалов тогда руководил бригадой художников, расписывавших огромный холст 6×6 метров.

Некоторым видам спорта посвящены отдельные разделы выставки. Один из основных — разумеется, футбол. Понятно, почему. Хотя лично я футбол не смотрю и никак не могу понять причины его популярности. Но имеем то, что имеем… Да и на выставку я пришел смотреть не футбол, а красивое.

И здесь нас встречает знаменитая картина Александра Дейнеки «Вратарь».

А.Дейнека, «Вратарь», 1934 г.
А.Дейнека, «Вратарь», 1934 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

И рядом — скульптуры Александра Дейнеки, тоже посвященные футболу.

Вот эта, если честно, меня впечатлила! Скульптуры Дейнеки — это лично для меня было неожиданно. А вот его «Вратарь» почему-то меня не впечатлил… может, он слишком растиражирован?

А.Дейнека, «Футболисты», 1927 г.
А.Дейнека, «Футболисты», 1927 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

А вот для сравнения — волейбол в изображении нашего знаменитого иллюстратора Владимира Лебедева. На мой дилетантский взгляд, ничем не хуже, хотя, конечно, нарисовано немного позже.

В.Лебедев, иллюстрация к стихотворению С. Я. Маршака «Мяч», 1932 г.
В.Лебедев, иллюстрация к стихотворению С. Я. Маршака «Мяч», 1932 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

И еще на ту же тему:

И.Кулешов, «Футбол», 1929 г.
И.Кулешов, «Футбол», 1929 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

В этом же зале, в стороне от прочих работ, висят потрясающие «Футболисты» Юрия Пименова. «Троица», взлетающая в небо вслед за мячом-планетой; двое уже почти там, а третий отрывается от земли, увлекаемый товарищем…

Юрий Пименов «Футболисты», 1926 г.
Юрий Пименов «Футболисты», 1926 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

В репродукциях я это, естественно, видел. Но живьем впервые. Если в двух словах, то круто и впечатляюще! Ах да, эта картина еще и довольно большая, и размер тут имеет значение для восприятия.

Но не ОСТом единым… Представлен на выставке и классический соцреализм, причем в том же «футбольном» зале:

И. Гурвич, «На стадионе», 1947 г.
И. Гурвич, «На стадионе», 1947 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

А эту помню со школы, из учебников.

С.Григорьев, «Вратарь, 1949 г.
С.Григорьев, «Вратарь, 1949 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

Небольшой раздел посвящен вело- и мотоспорту.

Конечно же, особо выделю вот эту замечательную картину первой половины 20-х:

Константин Вялов «Мотоциклетный пробег», 1923−25 гг.
Константин Вялов «Мотоциклетный пробег», 1923−25 гг.
Фото: на условиях добросовестного использования

И без комментариев — несколько работ разных лет, от 1930-х до позднего СССР. Просто чтобы составить представление о том, сколько всего разного охватили организаторы выставки.

С. Базилев, «Тир ДОСААФ», 1983 г.
С. Базилев, «Тир ДОСААФ», 1983 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

А.Мельников, «Ватерполисты. Острый момент», 1982−1983 гг.
А.Мельников, «Ватерполисты. Острый момент», 1982−1983 гг.
Фото: на условиях добросовестного использования

Как видим, очень разнопланово, и это здорово!

П.Оссовский,"Велосипедисты", 1959 г.
П.Оссовский,"Велосипедисты", 1959 г.
Фото: на условиях добросовестного использования
А.Никич, «Молодожены», 1970 г.
А.Никич, «Молодожены», 1970 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

Возле вот этой работы я довольно долго простоял. Это ж надо так динамично изобразить игру в шахматы!

Василий Сварог, «Шахматистки», 1931 г.
Василий Сварог, «Шахматистки», 1931 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

Ну, а это — керамические шахматы самого начала советской истории.

И выбор тематики, наверное, понятен…

Наталья Данько. Шахматы «Красные и белые», 1922 г.
Наталья Данько. Шахматы «Красные и белые», 1922 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

И снова Самохвалов и Дейнека, которого на выставке вообще много.

А.Дейнека, «Хоккей», 1961 г.
А.Дейнека, «Хоккей», 1961 г.
Фото: на условиях добросовестного использования
Самохвалов А.Н. «Теннис» 1968−1971 г.
Самохвалов А.Н. «Теннис» 1968−1971 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

Помимо живописи, в каждом разделе есть некоторое количество скульптур, от работ 1920-х годов…

Е.Янсон-Манизер, «Баскетболистка», 1926 г.
Е.Янсон-Манизер, «Баскетболистка», 1926 г.
Фото: на условиях добросовестного использования
М. Манизер, «Физкультурница», 1947 г.
М. Манизер, «Физкультурница», 1947 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

…включая эскиз знаменитой «Девушки с веслом».

Иван Шадр, «Девушка с веслом», 1934−35 гг.
Иван Шадр, «Девушка с веслом», 1934−35 гг.
Фото: на условиях добросовестного использования

До такой вот пловчихи.

И.Чайков, «Пловчиха», 1959 г.
И.Чайков, «Пловчиха», 1959 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

И снова 20−30-е годы. То ли мне живопись того периода особенно нравится, то ли на выставке она действительно преобладает?

А.Почтенный, «Легкоатлетические соревнования», начало 1930-х гг.
А.Почтенный, «Легкоатлетические соревнования», начало 1930-х гг.
Фото: на условиях добросовестного использования
Илья Кулешов (1902−1944). Хоккей. Футбол. Конный спорт. Из альбома «Даешь здоровую смену!». 1929 г. Бумага, литография
Илья Кулешов (1902−1944). Хоккей. Футбол. Конный спорт. Из альбома «Даешь здоровую смену!». 1929 г. Бумага, литография
Фото: на условиях добросовестного использования

А в этой игре, если правильно понимаю, нужно было закатить в ворота или перебросить через перекладину большой и тяжелый мяч.

Изобретение отнюдь не советское. Подозреваю, что особенно привлекательной тут была необходимость коллективных усилий — куда больших, чем в том же футболе.

Павел Кузнецов, «Пушбол», 1931 г.
Павел Кузнецов, «Пушбол», 1931 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

И массовая физическая культура, которой в СССР с самого начала уделяли повышенное внимание.

А.Пахомов, «Мальчик на коньках», 1927 г.
А.Пахомов, «Мальчик на коньках», 1927 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

Н. Дормидонтов, «Лыжница», 1931 г.
Н. Дормидонтов, «Лыжница», 1931 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

А вот еще одна замечательная девушка из 30-х:

А.Русаков, «Дискоболка», 1930 г.
А.Русаков, «Дискоболка», 1930 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

А завершу этот очень поверхностный экскурс работой замечательного мастера Сергея Лучишкина. Это центральная часть очень известного панно начала 30-х «День Конституции. Спартакиада народов СССР».

Это пентаптих, пятичастная композиция, возле которой я завис надолго, переходя от одной части к другой и рассматривая в общем и в деталях.

С.Лучишкин, «Спартакиада народов СССР», 1932 г.
С.Лучишкин, «Спартакиада народов СССР», 1932 г.
Фото: на условиях добросовестного использования

Хотя тут, конечно, на вкус и цвет… Вам, возможно, и не понравится. А зайдет что-нибудь другое.