Ветхозаветные сюжеты. Как отличить Самсона от Давида?

Рубрика:

На иллюстрациях к Ветхому Завету иногда можно увидеть вот такую сцену:

Лукас ван Лейден, начало 16 века
Лукас ван Лейден, начало 16 века
Фото: общественное достояние

Иногда показана не схватка, а следующие за ней события.

Михель Кокси, «Смерть Авеля», 1539 г.
Михель Кокси, «Смерть Авеля», 1539 г.
Фото: общественное достояние

Как несложно догадаться, это сцена убийства Авеля.

И обратите внимание, чем орудует здесь Каин. На второй картинке этот предмет лежит на теле убитого брата, очень удачно прикрывая… впрочем, не о том речь. Это — челюсть, а конкретно — ослиная челюсть.

Я в них, честно говоря, не разбираюсь и, где чья челюсть, на вид не отличу. Просто знаю, что челюсть должна быть ослиная. Хотя в Писании этого нет, там вообще не уточняется, как именно Каин совершил убийство. Что, безусловно, стало подарком для многих поколений художников, получивших возможность развернуться и дать волю фантазии.

Тициан, «Каин и Авель», 1543−1544 гг.
Тициан, «Каин и Авель», 1543−1544 гг.
Фото: общественное достояние

Так что мы можем получить наглядное представление о том, как боролись во времена… нет, не Каина и Авеля. Во времена авторов картин.

Или по крайней мере, как они это себе представляли.

Рубенс, «Каин убивает Авеля», 1608−1609 гг.
Рубенс, «Каин убивает Авеля», 1608−1609 гг.
Фото: общественное достояние

Хотя, конечно, эта история имела ещё и начало, и продолжение. И каждый художник находит в библейском повествовании то, что важно для него.

Луис Коринт. «Каин», 1917 г.
Луис Коринт. «Каин», 1917 г.
Фото: общественное достояние

И все же откуда взялась ослиная челюсть? Скорее всего, из другой истории.

Отличить просто: Каин с Авелем всегда дерутся вдвоём. И у Каина в руках может быть что угодно. Чаще камень, дубина, та же челюсть или вовсе ничего.

Если же герой с челюстью (кто не знает, как выглядит челюсть, легко опознает её по наличию зубов) в руке бьёт кучу народа — это Самсон, персонаж 13−16 глав Книги Судей.

Миниатюра, 14 век
Миниатюра, 14 век
Фото: общественное достояние

Побивает он филистимлян — представителей живущего по соседству, дружески-вражеского народа.

Возможно, однажды кто-то из художников не разобрался… может быть, перерисовывал картинку. Это нормально, во все времена художники заимствовали друг у друга, авторские права придумали не сразу. Так вот, копировали — и перепутали. Может, на той картинке врагов у Самсона было немного, вот и приняли его за Каина. И срисовали прямо вместе с этой злополучной челюстью.

Хотя вот здесь — два персонажа, один лежит, второй стоит над ним с победно поднятой челюстью…

Иван Чернов. «Самсон, утоляющий жажду истекшею водою из челюсти, которою он побивал Филистимлян», 19 век
Иван Чернов. «Самсон, утоляющий жажду истекшею водою из челюсти, которою он побивал Филистимлян», 19 век
Фото: общественное достояние

А вот ничего подобного! Это снова Самсон. Бог сотворил для него источник, из которого Самсон напился, используя в качестве ковша (этого уточнения, по крайней мере, в нашем синодальном переводе нет) ту самую челюсть:

И почувствовал сильную жажду и воззвал к Господу и сказал: Ты соделал рукою раба Твоего великое спасение сие; а теперь умру я от жажды, и попаду в руки необрезанных.
И разверз Бог ямину в Лехе, и потекла из нее вода. Он напился, и возвратился дух его

Иногда это выглядит буквально вот так:

Офорт, 1698 г.
Офорт, 1698 г.
Фото: общественное достояние

Здесь, если кто не понял, Бог и два ангела создают воду, и она бьет прямо из ослиной челюсти. Так что челюсть вкупе с водой или питьем — это атрибут Самсона.

А ещё у него есть лев. Точнее, есть лев у святого Иеронима. Но Иероним обычно в годах, с нимбом, с книгой (он переводчик Библии на латынь). И главное — у него лев изображает домашнего котика.

Иногда — буквально котика!

Лоренцо Монако, «Святой Иероним», 1420 г.
Лоренцо Монако, «Святой Иероним», 1420 г.
Фото: общественное достояние

Или вот так:

Мастерская Ван Эйка, «Святой Иероним», 1440-е гг.
Мастерская Ван Эйка, «Святой Иероним», 1440-е гг.

Впрочем, вот книга и лев.

И Святой Марк Евангелист…

Эммануэль Тзанес, 17 век.
Эммануэль Тзанес, 17 век.
Фото: общественное достояние

Там, конечно, написано, кто это.

«Святой Марк со львом». Джино Северини. 1961 г.
«Святой Марк со львом». Джино Северини. 1961 г.
Фото: общественное достояние

Но ведь может быть и не подписано!

Владимир Боровиковский, «Евангелист Марк», 1809 г.
Владимир Боровиковский, «Евангелист Марк», 1809 г.
Фото: общественное достояние

Но мы что-то отвлеклись.

В общем, Святой Иероним — пожилой, аскетичный и добрый, он льва спас. Поэтому зачастую лев протягивает ему лапу, чтобы вынуть занозу. И отличить его от Святого Марка не всегда просто, хотя у Марка Лев — вообще символ.

А Самсон осуществляет надо львом насилие. Вот он в классической позе собаковладельца, пытающегося выяснить, что съел его питомец.

Франц фон Штук, начало 20 в.
Франц фон Штук, начало 20 в.
Фото: общественное достояние

Или пытается дать коту таблетку.

Самсон достает соты
Самсон достает соты
Фото: общественное достояние

Хотя на самом деле это другой эпизод из жизни нашего героя. Самсон здесь вытаскивает из пасти льва пчелиные соты:

Спустя несколько дней, опять пошел он, чтобы взять ее, и зашел посмотреть труп льва, и вот, рой пчел в трупе львином и мед. Он взял его в руки свои и пошел, и ел дорогою; и когда пришел к отцу своему и матери своей, дал и им, и они ели; но не сказал им, что из львиного трупа взял мед сей.

Хотя, строго говоря, в Писании не сказано про разрывание пасти, не уточняется, откуда именно Самсон вынимал мед. Но принято было изображать вот так.

Рискну предположить, что, может быть, и идея разрывания пасти льву в борьбе пошла отсюда? Один художник нарисовал вынимание сот изо льва, другой неправильно срисовал, забыв про соты, третий решил, что Самсон разрывает животному пасть?

Так оно было или нет, но вот этого льва, как атрибут Самсона, вставляют в сцену, случившуюся спустя двадцать лет. И неважно, что лев ещё во времена буйной молодости героя был разложившимся.

Хосе Эксенагусья Эрраскин. «Самсон и Далила», 1844 г.
Хосе Эксенагусья Эрраскин. «Самсон и Далила», 1844 г.
Фото: общественное достояние

Не удивлюсь, если где-нибудь там и челюсть валяется.

Хотя вот у Лукаса Кранаха: льва не видать, а челюсть при Самсоне, словно он двадцать лет ее при себе таскал.

Лукас Кранах Старший
Лукас Кранах Старший
Фото: общественное достояние

А вот ещё одно убийство. Если что, это тоже не Каин с Авелем. И не потому, что мечей тогда ещё не изобрели, это как раз художник вполне мог проигнорировать.

Хотя все же с мечом Каина обычно не изображали. С челюстью, камнем, дубиной, даже с топором. Но не с мечом — с кем было воевать первым-то людям?

Пьетро да Кортона. «Давид и Голиаф», 17 век
Пьетро да Кортона. «Давид и Голиаф», 17 век
Фото: общественное достояние

Это Давид и Голиаф.

Понять это можно по:

  • наличию меча и явному намерению одного персонажа отрубить голову другому;
  • праще… могу ошибаться, но не исключено, что это она валяется в правом нижнем углу;
  • разнице в размерах персонажей.

Если приглядеться, на заднем плане видны воины, которых уж точно не могло быть во времена Авеля и Каина. Но это здесь они есть, а может и не быть. Тогда смотрим по перечисленным выше признакам. И конечно, если на поверженном бойце надеты доспехи — это точно не Авель!

Но мы здесь неспроста вспомнили Давида. Как думаете, кто это обижает животное?

Миниатюра, 11 век
Миниатюра, 11 век
Фото: общественное достояние

А это кто?

Ведь именно к этому персонажу, весьма вероятно, восходит традиция изображать борющегося со львом Самсона. Потому что это Геракл, и его точно все знали! А на предыдущей иллюстрации — пророк Давид. Тот самый, который потом запулит камнем в здоровяка Голиафа и отрубит ему голову и который пока ещё пасет овец.

Тот, которого все знают по скульптуре Микеланджело. В отличие от предшественников, любивших изображать юного Давида субтильным подростком (так, чтобы подчеркнуть контраст с могучим великаном Голиафом), вспомнившего, что Давид:

пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада,
то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его;
и льва и медведя убивал раб твой.

«Давид, убивающий льва». Пьетро да Кортона, 17 в.
«Давид, убивающий льва». Пьетро да Кортона, 17 в.
Фото: общественное достояние

Может, идея рисовать Самсона, разрывающего льву пасть, позаимствована у Давида, буквально извлекающего ягнёнка изо рта хищника?

Так что, если на картине присутствует, помимо льва, еще ягненок — это сюжет с Давидом. А если просто здоровяк борется со львом — это, вероятнее, Самсон.

Или Геракл…

Франсиско де Сурбаран, «Геракл борется с немейским львом», 1634 г.
Франсиско де Сурбаран, «Геракл борется с немейским львом», 1634 г.
Фото: общественное достояние

Но есть момент, который зачастую то ли упускали, то ли просто игнорировали:

И пошел Самсон с отцом своим и с матерью своею в Фимнафу, и когда подходили к виноградникам Фимнафским, вот, молодой лев рыкая идет навстречу ему.

И сошел на него Дух Господень, и он растерзал льва как козленка; а в руке у него ничего не было. И не сказал отцу своему и матери своей, что он сделал.

А теперь прикиньте, каким должен быть лев, чтобы Самсон его разорвал голыми руками, а сопровождающие его родители этого даже не заметили.

Может быть, вот таким?

Лоран Дельво, 18 век.
Лоран Дельво, 18 век.
Фото: на условиях добросовестного использования

Ну, а как иначе можно голыми руками разорвать льва, чтобы твои родители, сопровождавшие тебя, не заметили ни схватки, ни неизбежных ран?

А теперь предлагаю завершить эту историю. Впрочем, с Самсоном мы ещё встретимся…