Как жили театралы в 1970−80-е годы?

Рубрика:

В те годы был слой профессиональных специалистов по театральным билетам. Различными путями они выкупали значительную часть билетов на спектакли, пользующиеся спросом, а потом через сеть сбытчиков продавали их по ценам в несколько раз больше номинала. Так что если деньги были в достатке, очень просто можно было получить билеты в лучшие театры.

Сразу после свадьбы в 1982 году мы с молодой женой выехали на неделю в «свадебное путешествие» из Ленинграда в Москву. Деньги у нас были, знакомые в Москве — тоже, потому билет в Большой и в Театр Сатиры мы купили у них запросто. И что, что стоили эти билеты раз в 5 дороже, чем на них было обозначено? Все-таки то была «медовая неделя», сколько-то потратиться было не грех.

А вот покупка билетов в ленинградские театры — это было приключение. В 1970−80-е мы по театрам ходили довольно часто, и каждый раз 3−5 номиналов было бы нам не по карману.

В Ленинграде того времени было много театров. Многим нравился Театр Комедии, очень интересен был Учебный театр на Моховой, там я смотрел «Братья и сестры» и «Все звезды». Оба спектакля были великолепны.

«Братья и сестры» — очень глубокий и умный спектакль, а «Все звезды» — просто очень интересный капустник, но студент Максим Леонидов изумительно и невероятно уважительно «показал» там уже умершего к тому времени Джо Дассена. А ведь его будущей всесоюзной славы и бит-квартета «Секрет» тогда еще и не намечалось, наверное.

Все же тремя лучшими театрами города в то время были БДТ (Большой Драматический театр режиссера Георгия Товстоногова), Театр им. Ленсовета (режиссер Игорь Владимиров) и Театр им. Комиссаржевской (режиссер Рубен Агамирзян).

Подходов к лучшему театру тогдашнего Ленинграда (БДТ) я так и не нашел. Покупал их билеты, часто заглядывая в театральные кассы, которые тогда были по всему городу. Время от времени удавалось купить билет в БДТ — «с нагрузкой». Купишь пару билетов на что-то «некондиционное», а к этому — становишься обладателем пары билетов на спектакль БДТ.

Кстати, в качестве «нагрузки» я как-то сходил в БКЗ Октябрьский на концерт цветомузыки Скрябина — и это оказалось на уровне спектакля БДТ, а то и лучше.

Когда в БДТ шла продажа билетов на спектакли, там была какая-то хитрая очередь из жучков, обычному человеку ловить было нечего. Хоть я и пытался несколько раз, но всегда пролетал мимо билетов.

С театром им. Ленсовета у меня получалось ненамного лучше. Три раза в месяц они продавали билеты на свои спектакли на декаду вперед. Очередь там тоже была жесткая, а морозы в Ленинграде (ныне — Питере) зимой бывают довольно сильными, да и с ветерком они обычно случаются. Но хотя бы на один спектакль мне каждый раз удавалось купить билеты. Хотя театральные жучки и в этой очереди все первые места занимали. Но «Люди и страсти» я там все же посмотрел. Игорь Владимиров, наверное, был сложным человеком. Но как режиссер, он — гений, один из лучших.

Лучше всего у меня получалось с билетами в театр им. Комиссаржевской, который тогда был театром Рубена Агамирзяна. Великий режиссер делал великолепные спектакли, и я не уставал на них ходить. И актеры там и тогда тоже были хороши: Станислав Ландраф, Иван Краско и многие другие актеры и актрисы.

Труднее всего было купить билеты на трилогию «царей» — «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Алексей Толстой написал эти пьесы в 1866—1870 годах, их многократно ставили в дореволюционное время. Но главный режиссер театра Рубен Агамирзян нашел способ поставить эти пьесы так, что они стали злободневными и в наше время.

Полагаю, что спрос на билеты «на царей в Комиссаржевскую» был не меньший, чем на лучшие спектакли БДТ. Но и другие спектакли — «Гнездо глухаря», «Читаем Стриндберга», «Легенда о шутовском колпаке», «Синие кони на красной траве» — стоили внимания зрителя. Каждая пьеса — шедевр, в каждой было что-то свое, пища для размышлений, для роста над собой.

Потом многое в жизни поменялось, мне пришлось отойти от посещения театров. Теперь эти и другие спектакли я с удовольствием смотрю в Интернете.

Как жаль, что все это закончилось, ушли Товстоногов, Владимиров, Агамирзян, многие другие. Да, пришли новые режиссеры, но у них свой взгляд на жизнь и на театр. Вот после Аркадия Райкина пришел Константин — и великолепный Театр Миниатюр Аркадия Райкина превратился… в нечто другое. В чем-то оно, может быть, и лучшее. Но старое ушло безвозвратно, остались только видеозаписи тех неповторимых спектаклей.