Цирковые династии. Как в России появился цирк Чинизелли?

Рубрика:

Первый стационарный цирк появился еще в Древнем Риме примерно в 7 веке до н.э. Вот только под цирком тогда понимали несколько другое: здесь проходили гонки колесниц, гладиаторские бои, спортивные состязания и многое другое в том же духе. А акробаты, жонглеры и эквилибристы входили в состав бродячих трупп, веселили народ на площадях городов, но не работали в существовавших тогда цирках.

Закончилась эпоха Рима, а с ней и гонки колесниц и гладиаторские бои, пришли в упадок арены древних цирков. А жонглеров и эквилибристов потеснили бродячие артисты. В России это были скоморохи, в Европе их называли вагантами.

Возрождаться цирковое искусство начало аж в XVIII веке. В 1768 году в Англии бизнесмен Филипп Астлей выкупил в районе Ватерлоо поле, построил трибуны, где труппа конных циркачей стала давать представления, показывая публике чудеса отточенной фигурной езды и дрессировки лошадей. Затем в программу вводили клоунов, жонглеров, канатоходцев. Филиппа Астлея называют отцом современного цирка.

Филип Астлей
Филип Астлей
Фото: общественное достояние

Постепенно современный цирк попал и в Россию. В первую очередь, естественно, в столицу, в почти европейский Санкт-Петербург.

Недалеко от Манежа и возле Инженерного замка в 1827 году было возведено деревянное здание первого в России стационарного цирка. Выступал здесь цирк Турнера. Помещение затем было переделано так, что здесь стало возможным проводить и театральные представления. Прошло время, помещение обветшало, в 1842 году его разобрали.

В 1864 году в столицу прибывает цирк Гинне. Он видит великолепные перспективы для циркового искусства и вскоре приглашает в Россию своего шурина, Гаэтано Чинизелли. Точнее — его труппу, работавшую с дрессированными лошадьми. Гаэтано был отличным бизнесменом, да к тому же очень известен в Европе, даже был почетным шталмейстером Его Императорского Величества короля Италии Виктора-Эммануэля II.

В 1869 году, закончив гастроли в Берлине, труппа Чинизелли перебирается в столицу Российской империи.

Гаэтано Чинизелли, 1870 г.
Гаэтано Чинизелли, 1870 г.
Фото: Карл Иванович Бергамаско, общественное достояние

Вначале они выступают в помещении, предоставленном Гинне. Их представления поистине блестящи и не предназначены для детворы. Но среди высшего общества они имеют огромный успех. Особенно молодые наездницы, одетые в… почти ничто — а как иначе можно было бы управлять дрессированными лошадьми?

Дамы в те времена ездили в специальных дамских седлах, боком, подолы их платьев свешивались почти до земли. А эти девушки с прекрасными натренированными телами были настоящими наездницами, и лошади под их управлением творили буквально чудеса, но садились они «по-мужски», что в те времена считалось неприличным.

Все члены семьи Чинизелли были связаны с конным цирком, неплохим наездником был и глава семьи. Выступления труппы имели грандиозный успех.

Звездой среди наездниц была Эмма, дочь Гаэтано. Она великолепно танцевала и изумительно гарцевала на лошади на арене цирка. На нее заглядывались очень многие мужчины высшего общества, в том числе и цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III.

Ходят слухи, что цесаревич на Эмму не только глядел… А факты говорят, что Гаэтано Чинизелли сумел получить в аренду (по очень льготной цене) обширную территорию в самом центре Петербурга, возле императорской резиденции. Правда, они обязались привести в порядок парк между цирком и Инженерным замком. Разрешение на постройку было дано в конце 1875 года.

Э. Мартиник, Г. Чинизелли исполняет номер с лошадьми «на свободе», 1877 г.
Э. Мартиник, Г. Чинизелли исполняет номер с лошадьми «на свободе», 1877 г.
Фото: общественное достояние

Здание было построено быстро, и было оно каменным, первым стационарным каменным цирком в России. Зал был максимально комфортным для публики — Гаэтано сделал ставку на интерес со стороны высшего общества столицы. Однако не забывал и о простой публике. Зал был разделен на зоны, в нем были сидячие места для благородных (партер и ложи), сидячие места для простого люда (второй ярус) и стоячие места на галерее. И ярус, и галерея были отгорожены барьерами, дабы люд не смешивался. Как там у поэта было: «Для нас, людей, был черный ход, а ход парадный — для господ».

Гаэтано Чинизелли умер в 1881 году. Цирком стала управлять его жена Вильгельмина, но вскоре умерла и она. Тогда главенство перешло к среднему сыну — Сципионе Чинизелли.

Сципионе Чинизелли владел цирком вплоть до его национализации советской властью в 1918 году. Еще в 1916, когда закончился контракт на аренду, он продлил его, щедро и авансом оплатив. Потому, когда цирк у него отобрали, он остался ни с чем. В 1919 году Сципионе эмигрировал в Германию, где и умер в нищете в 1938 году.

Сципионе Чинизелли. Карикатура Поля Робера. 1903 г.
Сципионе Чинизелли. Карикатура Поля Робера. 1903 г.
Фото: общественное достояние

А цирк, теперь уже государственный, продолжил жить и радовать народ. Люди назвали его цирком на Фонтанке. В 2014—2015 годах была проведена капитальная реконструкция цирка, он был перестроен внутри, отреставрированы стены и укреплен фундамент.

Вновь открытый цирк снова назвали Цирком Чинизелли — в честь двухсотлетия его основателя Гаэтано Чинизелли.

Приезжайте на Фонтанку, купите билет и посмотрите, какие там замечательные представления. И дрессированные животные, и клоуны, и эквилибристы, и фокусники! Цирк Чинизелли по-прежнему великолепен.