Перейти к началу статьи
Чаще всего историки вспоминают некую Люси Хей, графиню Карлейль, бывшую любовницу герцога Бекингема, которая из ревности стала агентом кардинала де Ришелье.
Еще одна претендентка на амплуа миледи — Жанна де ла Мотт, героиня скандальной аферы с бриллиантовым ожерельем. Ожерелье это было изготовлено для фаворитки короля Людовика XV мадам Дюбарри и стоило невероятную по тем временам сумму в полтора миллиона франков; к несчастью для мадам, король скончался, так и не успев выкупить у ювелиров заказанный им подарок. Было известно, что молодая королева Мария-Антуанетта (как известно, закончившая жизнь на эшафоте) была не прочь приобрести его, однако даже для нее стоимость колье была слишком высока, учитывая бедственное состояние французской казны.

Фото: общественное достояние
Жанна де ла Мотт сумела убедить своего любовника кардинала Луи де Рогана, представителя одного из знатнейших семейств королевства, в том, что она близко дружит с королевой и готова помочь ему установить добрые отношения с ней (не исключено, что любвеобильный кардинал рассчитывал на что-то большее, чем просто дружба), если де Роган выступит посредником и, в меру своих возможностей, спонсором покупки драгоценностей (впоследствии Мария-Антуанетта утверждала, что она вообще не знала Жанну). Чтобы окончательно убедить де Рогана, человека, судя по всему, не отличавшегося умом и сообразительностью, было организовано свидание с королевой в дворцовом парке, причем роль Марии-Антуанетты сыграла некая бойкая модистка.
Для солидной аферы всегда необходимы два действующих лица: незаурядный мошенник и большой глупец, — писал Стефан Цвейг.
Провинциальный кардинал попался на удочку и подписал гарантийные письма, в результате чего лишился денег, а ювелиры — бесценного ожерелья. Пострадала и королевская чета: судебный процесс, шедший в Парижском парламенте, нанес непоправимый ущерб репутации августейшей семьи, и так изрядно подмоченной.
Стоит отметить, что в этом был замешан знаменитый итальянский авантюрист, именовавший себя графом Калиостро (между прочим — герой повести Алексея Толстого, по которой был снят советский музыкальный фильм «Формула Любви»). Калиостро в конечном итоге был оправдан, однако выслан из Франции, равно как и кардинал де Роган (который, как будто, был еще и лишен сана, которого, судя по его поведению, действительно не заслуживал). Жанна де ла Мотт была признана виновной и осуждена на пожизненное заключение, бичевание и выжигание клейма (вроде бы это был не знак лилии, которым была отмечена миледи, а буква V).

Фото: общественное достояние
Александр Дюма в своем романе «Ожерелье королевы» так описывает это душераздирающее событие:
Жанна, гибкая как змея, воспользовалась тем, что палач недостаточно крепко держал ее одной рукой за затылок. Она в последний раз вскочила на ноги и, обернувшись с каким-то исступленным весельем, радостью, подставила палачу грудь, устремив на него вызывающий взгляд. Благодаря этому движению роковое орудие, которое должно было коснуться ее плеча, опустилось ей на правую грудь и запечатлело на живой плоти дымящуюся и губительную борозду; боль вырвала у жертвы, несмотря на кляп во рту, такой вопль, который не смогут воспроизвести никакие интонации человеческого голоса.
Через какое-то время Ла Мотт бежала из Сальпетриер (тюрьма для проституток), куда была помещена (сплетничали, что королева спасла свою подругу в благодарность за то, что та скрыла ее участие в деле с колье), и через какое-то время оказалась в Лондоне. Там она издала скандальный памфлет, в котором изобличала королеву, утверждая, что та на самом деле находилась в любовной связи с Роганом и более того — являлась распутной особой, питавшей склонность к разного рода извращениям и, в частности, лесбийской любви.
Атмосфера французского общества в предреволюционный период была крайне накалена, и неудивительно, что памфлет имел шумный успех.
Через два-три года после процесса по делу о колье репутацию Марии Антуанетты уже не спасти. Она ославлена, как самая непристойная, самая развращенная, самая коварная, самая тираническая женщина Франции; продувная же бестия, клейменная Ламотт, напротив, оказывается безвинной жертвой, — писал Стефан Цвейг.
Считается, что Жанна де ла Мотт, страдавшая манией преследования, погибла в 1791 году, выбросившись из окна в Лондоне. Хотя существует и более романтическая (или романическая?), пусть и крайне маловероятная, версия о том, что она инсценировала свою гибель, скрылась на долгие годы в неизвестном месте, а позднее объявилась в России (в то время место бегства многих французов, недовольных новой властью), где поддерживала знакомство с аристократическими семействами и чуть ли не с самим российским императором Александром I, а скончалась уже в зрелом возрасте (предположительно, в 1826 году), и не где-нибудь, а в Крыму.
Мне версия о том, что ла Мотт была прототипом образа миледи, не кажется достаточно убедительной. И дело не в том, что Жанна де ла Мотт жила в другую эпоху, на полтора столетия позднее описываемых в «Трех мушкетерах» событий. «Ожерелье королевы» вышло на несколько лет позже «Трех мушкетеров», однако сам по себе этот факт не говорит ни о чем. В принципе, использовав историю Жанны и ее образ в «Мушкетерах», Дюма мог снова вернуться к ней, на этот раз построив свое повествование на реальных фактах уголовной хроники. Дело, скорее, в другом.

Фото: общественное достояние
Хотя в эпопее ла Мотт имеется и свой кардинал, и пропавшие драгоценности (намного более дорогие, чем алмазные подвески Анны Австрийской), и королева, и даже маг Калиостро на заднем плане, складывается впечатление, что Жанна — намного более заурядный персонаж, чем инфернальная миледи из «Трех мушкетеров». По сути, вся ее криминальная активность сводится лишь к одному, пусть даже столь дерзкому и масштабному эпизоду, как похищение «ожерелья королевы» (неслучайно Дюма в своей книге сделал кукловодом этой истории не кого-нибудь, а самого графа Калиостро). И хотя колье действительно попало в ее руки (судьба его неизвестна, предполагается, что Жанна и ее сообщники распродали драгоценности по частям), сама она была в конце концов арестована и перенесла тяжелые страдания, которые подорвали ее физическое и психическое здоровье и привели к самоубийству.
Окончание следует…