Бертольд Брехт. Как стал легендой его театр?

Рубрика:

Бертольд Брехт (Bertold Eugen Friedrich Brecht) родился 10 февраля 1898 года в Аугсбурге. Он поступил в Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана, где изучал медицину и естествознание. Однако, как писал сам Брехт, в университете он «слушал лекции по медицине, а учился игре на гитаре».

Учёба Брехта продолжалась недолго. С января 1918 года его призывали в армию, отец добивался отсрочек, и, в конце концов, чтобы не оказаться на фронте, Брехт 1 октября в качестве санитара поступил на службу в один из аугсбургских военных госпиталей.

С начала 1920-х годов он был свободным писателем-фрилансером в Берлине. Его первый театральный успех пришёл с пьесами «Ваал», «Барабаны в ночи» и «В городских джунглях». Первая подборка стихотворений появилась в 1927 году под названием «Домашние проповеди Бертольда Брехта». Годом позже состоялась премьера «Трёхгрошовой оперы» в театре на судостроительной плотине Шиффбауердамм и имела сенсационный успех. В 1934 году на основе оперы Брехт закончил «Трёхгрошовый роман» — единственное своё крупное прозаическое произведение.

В 1933 году преследуемый нацистами Брехт вынужден был покинуть Германию. Он жил со своей семьёй и сотрудниками в Дании, Швеции, Финляндии, США и Швейцарии. В этот период были созданы пьесы «Жизнь Галилея», «Хороший человек из Сычуани» и «Кавказский меловой круг».

Бертольт Брехт в 1954 г.
Бертольт Брехт в 1954 г.
Фото: Bundesarchiv, Bild 183-W0409−300 / Kolbe, Jörg, по лицензии CC BY-SA 3.0

После окончания Второй мировой войны Брехт в 1949 году вернулся в Германию и поставил на сцене Немецкого театра в Восточном Берлине пьесу «Матушка Кураж и её дети» со своей женой Хеленой Вайгель в главной роли.

Супружеская пара создала в 1949 году легендарный Берлинский Ансамбль (Berliner Ensemble), художественное руководство которым Брехт взял на себя. Его часто называли театром Брехта. В основе репертуара были драматические произведения собственного сочинения. Инсценировались также театральные пьесы русских и советских авторов. Среди них «Васса Железнова» Горького, «Оптимистическая трагедия В. Вишневского.

Жена Брехта Хелене Вайгель, исполнительница многих ролей в составе Берлинского Ансамбля, приобрела большую известность не только в ГДР, но и во всём мире. Советские зрители аплодировали её главным ролям в качестве Пелагеи Власовой по роману Горького «Мать» и грузинской женщины Нателлы Абашвили в пьесе «Кавказский меловой круг». Берлинский Ансамбль был популярен во многих странах. Во время гастролей в Ленинграде «Матушка Кураж и её дети» была поставлена в 350 раз.

 «Дом Брехта» в Аугсбурге; в настоящее время — музей
«Дом Брехта» в Аугсбурге; в настоящее время — музей
Фото: Wolpertinger, по лицензии CC BY-SA 3.0

Легендарный Эрнст Буш был исполнителем многих мужских ролей. Его талант — разносторонний: он поёт, играет, руководит постановкой, учит молодых актёров. В пьесе Горького «На дне» играет роль Сатина. На сцене Берлинского Ансамбля он снискал любовь и уважение немецкой публики и любителей театра многих стран, также и у советского зрителя.

Бертольд Брехт, в течение всей жизни вынужденный сопротивляться болезням, умер в 1956 году в своём доме на Шоссештрассе (Chausseestraße) от сердечной недостаточности. Художественным руководителем Берлинского Ансамбля стала его вдова Хелене Вайгель.

B своих лучших театральных спектаклях Брехт сочетает глубокое идейное содержание с разносторонними сюжетами и реалистичным дизайном персонажей. Он был смелым новатором, революционером как в жизни, так и в искусстве. Драмы Бертольда Брехта и ныне сохраняют актуальность и популярность.